Встретились мы на днях с Анатолием Дюбановым, руководителем Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. Если коротко, то он крайний за автоматизацию госуслуг со стороны НСО.

Анатолий оказался человеком умным и  интересным. Он из того поколения, которое поступало в ВУЗы учиться, а не от армии отсиживаться, и стремления у него были вполне конкретные. Но я хочу рассказать не столько о Дюбанове, сколько о благоприятных тенденциях, которые я заметил в государственном IT-секторе, по крайней мере в Новосибирской области.

Светлая сторона госуслуг

yoda_1

 

1. Не все молятся на продукты Microsoft.

Это очень порадовало. Я могу судить о происходящем только со слов Анатолия Васильевича, как IT-директора Новосибирской области, кем он по сути и является. Есть люди, которые осознают, что продукты MS это дорого и не очень обосновано. Содержать спецов, которые умеют готовить open source и обучать офисный планктон может сложно и дорого в краткосрочном периоде, но дает огромный выигрыш в долгосрочном.

 

2. Есть интерес к Web-технологиям. Есть планы перевести внутренние сервисы в Web.

По этому пункту я особенно радуюсь. Не из-за того, что я работаю в это сфере, а из-за ее перспективности. Это как огромная экономия на ресурсах рабочих станций, так и полная отвязка от платформы. Представьте, что врач может заполнять амбулаторную карту как с современного iPad Air, так и с PC на базе Pentium II с Windows 98 на борту. Осталось только убедить людей на местах, что Intel Core i7 им не нужен, а хватит недорогого неттопа на Intel Atom или китайского планшета (тут немного спорный момент, но кастомная ОС может решить много вопросов).

 

3. Ведутся попытки не только использовать свободное ПО, но и открывать свой код.

Разработка ПО для сектора государственного электронного документооборота ведется для государства (граждан), на деньги государства (граждан). И мне до сих пор не понятно, почему наработки остаются у подрядчиков и не открываются для граждан. Наконец об этом задумались и чиновники. Вообще идея далеко не нова и подобные open source решения есть, например Alfresco. И у Анатолия Васильевича есть мечта создать подобный продукт, который будет востребован в различных уголках нашей планеты.

 

4. МФЦ как интерфейс госуслуг, а не отдельный сервис.

Очень важный момент. Сейчас действует система одной двери (идеального «одного окна» нигде нет, кроме Якутии, но там особая, якутская магия). Причем документооборот в рамках МФЦ никак не пересекается с документооборотом госуслуг. Это большая проблема и глупость, которая была вовремя замечена. Есть планы упростить МФЦ до одного компьютера, за которым будет сидеть оператор. Этот сотрудник будет интерфейсом для тех слоев населения, которые не могут/не умеют/не хотят воспользоваться порталом госуслуг. Они получат живое общение, а работа будет происходить по стандартной схеме. Данные, приходящие из такого центра, будут иметь максимальный уровень доверия. Не придется отправлять по почте нотариально заверенные копии документов, чиновник посмотрит на оригиналы и сам «заверит» отсканированную версию. МФЦ сможет состоять из одного человека, имеющего доступ в интернет со своего компьютера.

 Темная сторона госуслуг

 

1. Зависимость от федеральных структур.

Госуслуги это нечто большее, чем возможность записаться к врачу в районную поликлинику. Это сложная, разветвленная система, для которой надо сначала составить кучу правил, а затем это все реализовать. И главными выступают ребята, которые прорабатывают электронный документооборот по федеральным услугам, они обеспечивают взаимодействие по документообороту между различными областями, а так же разрабатывают общие интерфейсы для взаимодействия с пользователем на сайте госуслуг. Основным подрядчиком выступает Ростелеком. Чем больше он на себя берет, тем сложнее его контролировать.

Плюс накладываются рамки на предоставление услуг. Есть только те инструменты, которые реализованы на портале и они могут использоваться только так, как задумывалось.

 

2. Инертность мышления.

Электронное правительство это что-то непонятное для многих. Например депутаты охотно голосуют за бюджеты на отопления школ и больниц (это понятный пункт), и противятся пунктам вроде автоматизации документооборота в системе здравоохранения (они такого не учили, мало кто сталкивался, да и раньше без этого жили как-то). Надеюсь, что эта временная проблема и кто-нибудь подкинет идею в массы, что автоматизация это модно и по-хипстерски.

 

3. Российское законодательство

Наше законодательство очень сурово. Именно поэтому вместо бесплатных, хорошо документированных средств для организации VPN с открытым исходным кодом, весь гос-сектор обязан пользоваться «Випнетом«. Не очень понятная, закрытая штука, надежность которой сомнительна. Зато она сертифицирована. И это только один из примеров великой глупости наших федеральных чиновников. Ну что же, будем использовать OpenVPN только для того, чтобы заходить на запрещенные сайты.

 

Итог

 

Все остальные мелкие проблемы так или иначе связаны с озвученными. До недавней встрече я был в курсе только о проблемах, но не знал о положительных изменениях. А они должны рано или поздно перевесить.

Жду не дождусь, того момента, когда наверху одумаются и будут ставить в приоритет качество а не количество. Когда можно будет окончательно соскочить с иглы Microsoft, и не перезагружаться в Win, когда скачал с сайта налоговой очередную утилиту для заполнения справки 3НДФЛ.

Я верю, что эти светлые моменты придут. Может быть потому что я хочу верить во что-то светлое, а может меня просто вдохновил Анатолий Дюбанов, это его работа, работа руководителя.

 

Послесловие

Когда я учился в НГТУ у нас был целый курс, посвященный электронному документообороту. Как его правильно внедрять, на какие грабли можно наступить и как их вовремя заметить. Пока, все что я услышал о происходящем в государстве, как от внешних, так и от внутренних источников (знаю людей которые это внедряли на местах, там тот еще бардак), все это очень напоминает ситуации описанные в наших лекциях. И пока единственное замечание, которое у меня возникает: государству следует очень внимательно посмотреть на всю бюрократию, которая развелась, обдумать необходимость каждой справки и подтверждения и выкинуть половину. Таким образом процессы станут проще, прозрачнее, а их автоматизация логична и проста.